Феномены школьного вальдорфского движения в России

Вы сейчас просматриваете Феномены школьного вальдорфского движения в России

Экономическое и политическое влияние на образование не считается с интересами развития ребенка, а ориентируется на экономический интерес, на формирование психологии потребления.

Поскольку это имеет всемирные масштабы, противостоять этому сложно. На уровне организаций просто невозможно.

Единственная часть общества, имеющая инстинктивный жест и силы этому противостоять – это прогрессивно настроенные родители.

Задача вальдорфского движения — поднять инстинктивное сопротивление родителей коммерциализации образования на уровень сознательных мотивов, помочь сформулировать альтернативные ценности и показать путь к практическому воплощению этих ценностей в повседневную жизнь своей семьи и всего общества.

В настоящее время родители – единственный ресурс для развития образования как вальдорфского, так и вообще образования во всем мире.

Феномены. Есть несколько феноменов, которые являются ключевыми при рассмотрении состояния вальдорфского движения в России.

Первый. Выросла активность родительского сообщества. Два года подряд проходят всероссийские конференции родителей вальдорфских школ.

Собрание Ассоциации вальдорфских школ приняло решение пригласить к работе в рамках собраний и рабочих групп Ассоциации представителей родительского сообщества от каждой школы. В последнем собрании приняли участие представители родителей почти всех школ, что придало новые импульс деятельности Ассоциации.

Учителя и родители договорились, что последние примут участие в той части работы школ и Ассоциации, которую зачастую не хватает времени и сил делать учителям в полной мере.

Главная задача — это педагогическое вальдорфское образование родителей, являющееся основой здорового развития школьного сообщества. Вторая — продвижение здоровых вальдорфских инициатив в социуме, помощь в организации новых вальдорфских школ, обмен опытом участия родителей в школьном самоуправлении. Третья — организация участия представителей вальдорфского движения в педагогических конференциях на уровне России. Один из проектов родительского сообщества направлен на создание 12-летнего образования в вальдорфских школах.

Задачей совместной работы учителей и родителей на уровне Ассоциации является выработка практики использования родительского потенциала в развитии школ, избавления от элементов корпоративности учителей и родителей, внесения ясности во взаимоотношения учителей и родителей.

Второй. Школы в Воронеже и подмосковном Зеленограде решили свои проблемы со школьными зданиями. Воронежцы купили здание в кредит, а зеленоградцы взяли в долгосрочную аренду. Поскольку до этого в течение многих лет школы кочевали с места на место, то можно говорить об их окончательной инкарнации в материальном мире.

Третий. Общероссийские конференции учителей вальдорфских школ стали ежегодными и приобрели свою постоянную дату проведения – в конце февраля. Последние три конференции были очень популярны и собрали представителей всех вальдорфских школ. Важный аспект — в конференции в качестве докладчиков наряду с учителями вальдорфских школ и российскими преподавателями вальдорфских семинаров принимали участие статусные персоны российского образования.

Четвертый. Открылись несколько новых семинаров по вальдорфской педагогике. В Самарской вальдорфской школе – четырехгодичный семинар, работающий в школьные каникулы. В школе им. Пинского открылся Центр современной педагогики «ЖИВАЯ ШКОЛА». Центр работает в каникулы и проводит отдельные курсы лекций в выходные дни. http://www.zhi- shi.ru/
Очень много студентов на Периодическом семинаре для вальдорфских учителей (Колин Янг, Владимир Пегов). http://www.waldorf-seminar.ru/. Среди обучающихся много, можно сказать большинство, людей, которые учатся без цели стать учителями.

Интересен пятилетний опыт Самарского семинара. Имеет практическую направленность — в программе каждой сессии практический показ студентами фрагментов уроков в соответствии с темами, пройденными на семинаре. Семинар ведется интернациональной группой. (Елена Ивашкина и Сергей Ивашкин, Самара; Ulrich Zolbach, Mischa Pitskhelauri Берлин) Mischa Pitskhelauri – говорящий по-русски грузин, гражданин Германии, лечебный педагог, арт-терапевт, художник, обладающий даром передать всю сложность вальдорфской педагогики в понятных для слушателей образах и помочь привести принципы вальдорфской педагогики, изложенные в «Общем учении о человеке» к практической подготовке учителей к урокам. Семинар полностью работает на средства школы и студентов, оплачивающих свое образование. http://waldorf-samara.ru/

Необычайно популярна среди учителей методическая неделя во время летних каникул, проводимая в Ассоциацией в течение многих лет в Москве в школе «Путь зерна». Сначала в ней принимали участие только классные учителя. Сейчас к ним присоединились учителя-предметники. Основная задача Недели — обмен опытом между учителями. На последнем собрании Ассоциация приняла решение создать семинар для учителей старших классов вальдорфских школ.

Пятый. Школа, начинавшая свою историю как «Московская свободная вальдорфская школа», ставшая впоследствии в силу экономических и политических причин государственной школой No1060, с ноября 2014 года в результате реорганизации, проведенной столичным департаментом образования с целью укрупнения образовательных учреждений, вошла в состав государственного бюджетного образовательного учреждения Школа No627 как структурное подразделение «Вальдорфская школа им. А.А. Пинского». Это привело к потере юридического лица, но, чтобы не потеряться в этом образовательном гиганте, ей пришлось сосредоточиться на самоидентификации как вальдорфской школе. Школа взяла название для своего структурного подразделения «Московская вальдорфская школа им. А. Пинского», вступила в Ассоциацию вальдорфских школ, приняла в своих стенах Всероссийскую конференцию учителей вальдорфских школ 2016 года. http://www.1060.ru/oficialnaja_informacija/. На базе школы появился Центр современной педагогики «ЖИВАЯ ШКОЛА», занимающийся образованием учителей и родителей в области вальдорфской педагогики. Школа имеет гигантскую популярность среди родителей – три первых класса каждый год. Отчасти, это объясняется устойчивым положением школы, отчасти финансовыми преференциями – оплата образования в государственной школе А. Пинского в четыре раза меньше, чем в частных вальдорфских школах Москвы.

Шестой. Ассоциация работает над созданием примерных рабочих программ для вальдорфских школ в соответствии с новыми Федеральными государственными стандартами России, чтобы помочь тем инициативам и школам, которые не могут этого сделать сами.

Седьмой. Новые стандарты имеют особенность – они требуют развития универсальных учебных и метапредметных навыков, что соответствует целям и вальдорфской педагогики. Но в то же время экзаменационные тесты требуют и обширного знания содержания, что не дает возможности прийти к главной цели планомерным образом. Если раньше вальдорфские школы концентрировали подготовку к экзаменам в годы непосредственно им предшествовавшие – в 8 — 9 классах (экзамены после 9), в 11 (экзамены после 11), то сейчас введены и проверочные работы по окончании младшей школы и в середине учебного года. Это заставляет готовиться к тестам и контрольным работам уже в течение всего школьного периода. Это делает работу как вальдорфского учителя, так и учителей других школ чрезвычайно сложной – слишком часто и много приходится тратить время на подготовку к тестам и контрольным работам.