Сущностные характеристики вальдорфской образования

Вы сейчас просматриваете Сущностные характеристики вальдорфской образования

«Вальдорфская школа – это такая школа, где большинство учителей живут пламенным духом. Этот дух делает легким и светлым то, что тяжело и трудно, и освещает темноту».

Черты, описывающие школу, широко обсуждались и содержат критерии, по которым Международный Форум определяет вальдорфскую школу. Так как это понимание что такое «вальдорфская школа» всё ещё находится в процессе развития, эти черты также будут дополнены и изменены с течением времени. Тем не менее, основы образовательной философии остаются теми же.

Этот документ может служить ориентиром в процессе самооценки школы или организации, а также во время процедуры признания школы вальдорфской/школой Рудольфа Штайнера.

Взаимосвязь

    Вальдорфское движение представляет международную сеть, в рамках которой отдельные вальдорфские школы являются автономными и взаимодействуют на местном, региональном, национальном и международном уровне. Это взаимодействие происходит различными путями, демонстрирующими дружбу и кооперацию с коллегами, и руководствуется здравым смыслом. Взаимная осведомленность друг о друге и взаимный обмен внутри региона, страны или на международном уровне активизирует работу самой школы. Понимание взаимосвязи может быть равно выражено как через партнёрство школ в разных странах, так и через поддержку молодых вальдорфских инициатив или школ, нуждающихся в такой поддержке.

    Участие коллег, родителей или учеников в учебных курсах и конференциях, организованных на региональном, национальной и международном уровнях, также является частью процесса взаимодействия вальдорфских школ.

    Осознание друг друга, как и пребывание в согласии с сущностными характеристиками, создаёт внутреннее чувство взаимосвязи. Пребывание в изоляции, ведение «нишевого» существования или отсутствие готовности работать вместе препятствует этому чувству. Также важно, чтобы вальдорфские школы/школы Рудольфа Штайнера стремились к интеграции в социальный контекст своей окружающей среды и к участию в общественной жизни.

    1. Идентичность школы

    Каждая школа имеет свою идентичность, основанную на простом факте её существования со всеми её особенностями, преимуществами и потенциалом развития. Это проистекает из истории развития школы, её местоположения и окружения, зависит от родителей, создающих её материальную базу, и учителей, которые накладывают свой отпечаток на школьный организм. Так же её идентичность утверждается через реализацию искусства педагогики, инициированного Рудольфом Штайнером.

    Идентификация школы зависит от каждой рассматриваемой ситуации, от степени, в которой школе удаётся внести в реальную практику искусство педагогики в чертах, описанных Штайнером, и от того, различимо ли это в работе на уроках и в коллегии. Особенно это относится к педагогике, т.е. к тому, как учителя взаимодействуют с учениками, к процессу обучения, к тому, как учителя работают с содержанием предмета, и как они его преподают.

    В равной степени к вопросу идентификации относится то, как применяются фундаментальные темы искусства педагогики, применяется ли методология способами, соответствующими этапу развития ребёнка в соответствии с антропософским пониманием человеческого существа.

    Таким образом, идентификация школы сводится к творческому и ответственному способу работы школьного организма в вышеописанных областях. Это формирует большую часть идентичности школы, и дополняется тем, что можно представить как внутренний смысл деятельности каждого учителя в отдельности и всего коллектива в целом. Именно то, в какой степени большинство учителей стремится приобрести внутреннее чувство открытости и стремление к знанию и самообразованию с помощью антропософии, будет определять идентичность школы. Радость профессии, желание познать учение о человеческом существе как основу педагогики, создают индивидуальный настрой школы и являются глубинным проявлением того, что понимается как «дух школы».

    1. Учебный план.

    Учебный план является не столько предписывающим, сколько устанавливающим элементом вальдорфской педагогики. Его применение сообразно возрасту детей укрепляет их развитие через заложенное в него отражение этапов развития человека. Учебный план подвергается дальнейшим изменениям и развивается в зависимости от географического и культурного положения школы, политической ситуации, а также от общемировых путей развития.

    Каждая школа помещена в своё культурное, географическое и политическое пространство. Это оказывает влияние на учебный план. Например, Штайнер давал указания о зависимости от национальных условий формы классных комнат и школьной архитектуры как способа создания специального настроения для каждого класса.

    Каждый регион и каждая страна имеет свою историю, которая описывает мировую историю под своеобразным углом, и это также оказывает влияние на учебный план. Каждая школа в какой-то степени связывается с теми директивами, которые исходят от государственных органов, ответственных за образование.

    В какой степени государственные образовательные стандарты вписаны в учебный план вальдорфской школы/школы Рудольфа Штайнера будет зависеть от политических обстоятельств конкретной страны. В процессе следования указаниям Штайнера, данным учителям, которые больше приближены к западным культурным ценностям, нужно дополнять учебный план или менять содержательные блоки на равноценные при условии сохранения педагогического эффекта.

    Преподавание иностранных языков в многонациональных странах может быть организовано подобающим образом. Указания, касающиеся обучающих методов, которые дал Рудольф Штайнер, устанавливают стандарты для преподавания иностранных языков, также как и характерные качества различных языков.

    В странах, где сосуществуют несколько религий, школа будет освещать их на уроках религии в своих традициях и праздниках. Уроки религии по другим конфессиям могут быть организованы при консультации с родителями.

    Во многих странах государство выдвигает требования, которые оказывают влияние на учебный план и находятся в противоречии с вальдорфским пониманием развития ребёнка: от раннего возраста приёма в школу до различных форм преждевременного академического обучения. Каждая школа находит решения, пути и компромиссы, которые сохраняют дух вальдорфской педагогики, и которые в то же время согласуются с установленными законом стандартами.

    При возникновении напряжения в этой области необходимо найти консенсус между возможностями и идеалом, чтобы можно было работать творчески и продуктивно содействовать развитию ребёнка посредством учебного плана

    1. Отношения между учителями и учениками и их отношения с миром.

    Развитие ребёнка и всё, что изучается в школе, реализуется через отношения доверия ребёнка к учителям, доверия к своему окружению и осознания мира.

    Вальдорфские учителя несут особую ответственность за живые формы этих отношений. В подростковом возрасте эти отношения меняются, так как это время, когда ученики формируют собственную силу суждения, эмпатию и умение самостоятельно действовать в жизненных ситуациях, в своих попытках найти общий язык с миром в перспективе предметов. И здесь решающим является то, могут ли учителя старшей школы помимо своей квалификации в предмете нести с собой способность встретиться с молодыми людьми таким образом, чтобы те открыли свой путь самовыражения и развили смелость соответственно ориентировать свои биографии. Урок тогда удачен, когда он побуждает последующие вопросы в молодых людях, когда они не скучают, а наоборот развивают и выражают интерес к людям и миру. Школа находит решения и пути соблюдения баланса между давлением по подготовке к экзаменам и потребностями здорового процесса раскрытия души и тела.

    1. Художественный подход.

    Одна из целей вальдорфской педагогики/педагогики Рудольфа Штайнера – связать образование с жизнью, а не с накоплением абстрактного знания. Школа будет только тогда отдавать должное образованию, когда в последующей жизни у выпускника стремление к сущностной человечности будет жить в мышлении, чувстве и воле. От того, как эти способности действуют относительно друг друга, будет зависеть, сможет или нет человек идти по своему пути. То, каким образом происходит интеграция этих способностей в «Я» человека, будет влиять на его независимость. Одним из самых важных инструментов этого являются уроки искусства. Есть четыре аспекта, которые нужно принимать во внимание:

    1) Учителя сами воспитывают в себе связь с искусством в какой-либо форме; они сами становятся художественно активными.

    2) Они используют художественный материал на своих уроках (живопись, рисунок, рецитацию, музыку и т.п.)

    3) Сами уроки артистичны в смысле оригинальности, воображения, творчества и в смысле структурирования времени, основанном на проницательном наблюдении учеников и живом чередовании заданий между теми, которые держат напряжение и теми, что расслабляют. Этот художественный элемент структурирования урока — сущностный аспект вальдорфской педагогики.

    4) Учителя стремятся к подходящей эстетической среде для своих школ и учебных комнат, так как это оказывает неосознаваемое влияние на настроение учеников.

    В художественном структурировании урока путь – это цель, ибо путь – это жизнь, как и само искусство. Учитель стремится развить свои собственные методы и насколько возможно избегать готовых клише. Здесь важно, используется ли художественная деятельность ради себя самой, либо по педагогическим соображениям.

    1. Формы.

    Построение формы самой школы и формы уроков. В концепции вальдорфской школы Рудольф Штайнер дал нам несколько форм которые, с одной стороны, основаны на знании человеческого существа и, с другой стороны, на социальной миссии школ.

    Для детей.

    1) Стабильные группы учеников с разными уровнями знаний. Классы формируются согласно возрасту, а не по стандартизированным способностям.

    2) Вместе с тем возможны группы по способностям в конкретном предмете.

    3) Классный учитель сопровождает класс в течение многих лет (идеально до момента, когда ученикам исполняется 14 лет).

    4) Главный урок происходит утром. Затем уроки по предметам.

    5) Существует дошкольная ступень, на которой не ставится академических целей.

    6) Школа является всеинклюзивной на всех ступенях.

    7) Осуществляется индивидуальное сопровождение учеников внутри классного сообщества.

    8) Школа совместного обучения.

    Для учителей.

    1) Каждый учитель в полной мере ответственен за школу как за целостный живой организм.

    2) Каждый осуществляет внутреннюю и внешнюю связь через регулярные встречи учителей и занимается своим дальнейшим образованием.

    3) Школа управляется учителями и родителями независимо от внешнего влияния.

    4) Родители и учителя создают сообщество, которое берёт ответственность за школу.

    5) Учителя ищут и находят формы для развития качества.

    6) Каждый учитель ответственен за то, чтобы его преподавание основывалось на антропософском изучении человеческого существа, на отношении с учениками, на его социальной и предметной компетенции, а также на целях вальдорфского образования.

    7. Здоровье в сфере предпринимательства.

    Образование вальдорфской школы идёт, как правило, в ходе того, что постепенно увеличивается количество классов. Каждая школьная инициатива развивается и растёт.

    Органичное развитие средней школы ведёт к становлению старшей школы. Слишком раннее открытие старшей ступени может поставить под риск существование школы. Развитие и рост, таким образом, должны оставаться в равновесии, чтобы не подвергались риску образовательные цели. Размер организации влияет на здоровье школьного организма, а также и на способ, которым достигаются социальные и образовательные цели. Здоровый школьный организм проявляется через финансы. Так как в большинстве стран вальдорфские школы не поддерживаются государством, расходы покрываются за счёт родительских взносов. Во многих странах школы к тому же зависят от дополнительных пожертвований. Многие школы показывают большую степень вовлеченности, находят креативные решения, чтобы достигнуть финансового благополучия для дальнейшего развития.

    1. Школьное сообщество

    Основой для вальдорфской школы является школьное сообщество и человеческие отношения между родителями, учителями, учениками и сотрудниками. Любое сотрудничество должно быть отмечено человечностью и достоинством. Все вовлеченные могут объединиться для развития значимых, неиерархичных форм совместной работы. Прозрачность и понятная картина (вместо личной и институциональной власти) – вот к чему необходимо стремиться во всех процессах школьного управления и в ходе достижения результатов. Это формирует основу для участия индивидуума в сообществе и для того, как школу будет воспринимать окружающий мир. Различные виды деятельности и комитеты делают возможными встречи между учителями и родителями (родительские вечера/собрания, консультации, дискуссии, обсуждения детей), и тут учителя больше, чем кто-либо должны быть особенно чувствительны в отношении гуманности. Если такое стремление наблюдается в школе, то о ней можно говорить как о социально ответственной организации.

    1. Руководство школой.

    Ответственность за вальдорфскую школу осуществляется совместно учителями и родителями. То, как они строят организацию и структуру, зависит от общих намерений. Время от времени школам, которые существуют уже несколько десятилетий, стоит радикально пересматривать структуры, процессы принятия решений и принципы управления. Руководить школой означает особенно ясно держать в сознании задачу и миссию вальдорфской школы и постоянно работать над этим осознанием. Это возможно только через совместное изучение антропософских принципов вальдорфской педагогики. Таким образом руководство школой, основанное на объединяющем духе вальдорфской педагогики, проявляется в том, что коллеги и родители работают по антропософским принципам.

    Вальдорфские школы/школы Рудольфа Штайнера – самоуправляемые организации (негосударственные). Учителя и родители сами осуществляют руководство и менеджмент школы, создавая соответствующие органы. На этой основе структурирование школы, её организация, финансы, администрирование и т.п. могут быть осуществимы различными способами. В настоящее время в большинстве случаев это различные формы делегирования задач и зон ответственности, которые обсуждаются теми, кто вовлечен в процесс, и согласовываются посредством консенсуса и в соответствии с миссией школы. Такая форма школьного управления – имеющая решающее значение черта вальдорфских школ.

    10. Школы, ориентированные на вальдорфскую педагогику

    Под понятием «школы, ориентированные на вальдорфскую педагогику» могут пониматься различные формы учебных организаций.

    • Это может быть сформированная общеобразовательная школа с элементами вальдорфской педагогики.
    • Это может быть школа в процессе становления и аккредитации, ожидающая получения статуса вальдорфской школы от уполномоченной ассоциации страны или Международного Форума (Гаагский̆ Круг).
    • Это могут быть школы, которые бы очень хотели реализовать вальдорфскую педагогику, но они находятся в таком законодательном, религиозном или культурном контексте, в котором это возможно лишь в ограниченной степени.
    • Это могут быть школы, которые практикуют вальдорфскую педагогику в рамках государственной образовательной системы в той степени, которая возможна внутри этой существующей системы.

    Могут быть ещё школьные организации, которые стремятся к вальдорфской педагогике:
    — маленькие свободные школы, которые находятся в сельскохозяйственных сообществах;
    — домашние школы, в которых родители обучают своих детей на основе вальдорфской педагогики.

    Нужно отличать от домашних школ, общеобразовательных школ.

    В этих школах могут реализовываться следующие элементы вальдорфской педагогики:

    — материал дается в нарративной форме;

    — есть музыка;

    — преподавание ведется эпохами на главных уроках, создаются эпохальные тетради;

    — уроки даются классным учителем;

    — используется учебный план вальдорфской школы;

    — поддерживается художественная среда;

    — соблюдается гигиена расписания;

    — проводятся уроки эвритмии;

    — преподается дополнительный иностранный язык;

    — есть живопись и регулярно практикуется рисование форм;

    — учителя собираются вместе на еженедельные встречи;

    — есть стремление к учительской этике, о которой написано выше;

    — учителя принимают участие в семинарах/курсах по вальдорфской педагогике;

    — учителя погружаются в антропософию, которая является фундаментом вальдорфской педагогики.

    11. Признание и статус вальдорфской школы

    Статус школы, ориентированной на вальдорфскую педагогику, зависит от наличия и качества описанных выше элементов. Вальдорфское движение стремится быть в курсе, признавать и сопровождать все школы, пытающиеся работать на основе вальдорфской педагогики. Получение статуса зависит от того, как много из этих элементов присутствует и каково качество их реализации.

    12. Заключительные комментарии

    Вальдорфское движение стремится быть в курсе и признавать различные школьные инициативы в их попытках реализовать вальдорфскую педагогику. Возможно, мы имеем здесь дело с новыми течениями, которые наряду с признанной формой – типичными вальдорфскими школами – также имеют социальную задачу осуществления целостного образования детей.

    Утверждено Международным Форумом вальдорфских школ/школ Рудольфа Штайнера (Гаагский̆ Круг) 14 ноября 2014 года в Хардуфе (Израиль) и ратифицировано на встрече Международного Форума вальдорфских школ/школ Рудольфа Штайнера (Гаагский̆ Круг) в Вене (Австрия) 14 мая 2015 года.

    Связаться с Международным Форумом вальдорфских школ/школ Рудольфа Штайнера (Гаагский̆ Круг) можно через Педагогическую Секцию Гётенаума Postfach 1, CH-4143 Dornach Phone 0041 (0)61 706 43 15 Fax 0041 (0)61 706 44 74 Email: paed.sektion@goetheanum.ch

    В заключении можно сказать, что вальдорфская школа – это такая школа, где большинство учителей живут пламенным духом. Этот дух делает легким и светлым то, что тяжело и трудно, и освещает темноту.