Кто кого лечит? Лечим мы друг друга. Родители — учителей, а учителя — родителей. Дети лечат и тех, и других. Пока в этом мало сознания. Или нет его вообще. Воспринимаем лечение как агрессию друг против друга. С этим начали работу. Соединяем родителей и учителей в одно саморегулирующееся (самолечащееся) сообщество.
Опыт есть. Нужны новые формы и распространение старых.
Ищем новые формы для создания школьного пространства, в котором у родителей и у учителей могут появиться вопросы не только о детях. Родительские конференции такую роль уже играют на российском уровне. Спасибо зеленоградским родителям за инициативу! Подобное могло бы быть на школьном уровне. Да и есть, но фрагментарно. Ищем с учителями форму взаимодействия с родителями, в которой учителя смогут учиться у родителей. Отчасти такую роль играет полноценный и полноправный школьный совет. Тоже встречается, но редко.
О силах. В случае работы с родителями вложенные силы возвращаются. Это инвестиции. Принятие родительских инициатив – дело для учителей трудное, но примеры есть положительные. И лечение родителями учителей тоже происходит. Родители лечат учителей вопросами по существу. Открытый канал в «Семейном ладу» — пример позитивного взаимодействия.
Дети лечат, когда родители и учителя вместе сопереживают детские выступления, делают что-то вместе с детьми. Лечит атмосфера чистоты и искренности. Мало взаимодействий взрослых с подростками. Надо искать формы. Подростки искренние, честные, интересно мыслящие. Ищем.
О ценностях. Наша главная ценность — знание, умение создать здоровые условия для развития личности на основе всеобъемлющей картины мира
Здесь примеры есть, но все разрозненное. Нет системы. Нужна система передачи ценностей для родителей, для старшеклассников, для новых учителей. Я вел экскурсии для новых родителей на дне открытых дверей и понимал, что нынешние родители многого не знают. И старшеклассникам тоже не мешало бы пройтись по выставке и увидеть целостность вальдорфского подхода к развитию. На следующий год будем всех водить и рассказывать. Надо взять эту тему на Всероссийскую конференцию вальдорфских учителей 23 – 25 февраля в Петербурге для родительской группы. Потом для Ассоциации или для конференции родителей.
Самое сложное — чтобы действительно не упреком было, а направлением разговора. У многих — да что там, у большинства! — это именно упрек. Претензия. Иногда – «наезд».
Как говорил Герман, страна живет по понятиям. И по понятиям же взаимодействуют друг с другом люди. Подчас неосознанно. В крови уже это.
А прийти и поговорить по-человечески очень трудно. То один, то другой начинает хамить. Орать. Стучать кулаком по столу.
Причем это касается всех людей. Независимо от социальной роли.